Архпроект - МДМ
  • English
  • Russian

Пройдусь по Дерибасовской…

Спросите у одессита, какая самая красивая в мире улица, и он, не задумываясь, ответит: Дерибасовская.
И. Ильф, Е. Петров

В наше время надо быть очень дотошным и терпеливым романтиком, чтобы бродить по Одессе и, подобно археологу, восстанавливать по черепкам картину прошлого. Проникать взглядом сквозь грязную штукатурку, примечая изящество лепнины, отрешаясь от суеты, вглядываться в перспективу знакомых улиц и бульваров... И только тогда постепенно начинать понимать загадку той любви, которую внушал этот город поколениям отечественных поэтов, писателей, художников. И убеждаться в том, что не на пустом месте родилась легенда о красавице Одессе — жемчужине у моря. Была она, была — красавица Одесса!

Реставрация гостиницы Большая московскаяНе сразу ансамбль строился.
Выхожу недавно на Дерибасовскую — осень, серое небо набухает мокрым снегом, не синеет море за бульваром, и каштан не цветет. Осенью по Дерибасовской не прогуливаются, прохожие бегут, уткнув носы в шарфы и поднятые воротники: кто в магазин, кто по делам. Глазеть по сторонам недосуг, да и незачем. Об-шарпанные подворотни, занавешенные фасады годами реставрируемого здания гостиницы "Большая Московская". Буднично и тоскливо. Поневоле хочется спешить.

Тем не менее, эта живописная улица, берущая свое начало от обрыва Карантинной балки и завершающаяся у Соборной площади, богата интереснейшими архитектурными сооружениями XIX — XX столетий. В ее застройке можно встретить здания, выполненные в различных архитектурных стилях — от классицизма и неоренессанса до эклектики и популярного на рубеже веков модерна. Застроенная сплошными шеренгами монументальных жилых домов и представительными общественными зданиями улица Дерибасовская, как и многие другие улицы Одессы, отличалась масштабной соразмерностью, ритмической слаженностью, хорошо найденным модулем и соотношениями между объемами и пространствами. И я замедляю шаг, стараясь представить, как все это выглядело в прошлом и как могло бы выглядеть в наше время. Ведь это почти идеальный пример непрерывного формирования ансамбля некогда рядовой, но постепенно получившей признание и превратившейся в центральную улицы города.

Улица Дерибасовская была намечена уже на первых планах города инженера Ф. Деволана. В первые годы существования Одессы на ней появились жилые дома купцов, а у перерезавшей ее Военной балки — складские постройки и магазины. В 1811 — 1812 годах через балку, начинавшуюся в районе Греческой площади и впадавшую в Военную гавань, был переброшен деревянный мост длиной 64 м. Но вскоре его разобрали, а верховье балки просто засыпали. Нижнюю часть Военной балки благоустроили, в результате чего на ее месте появились Гаванная улица и Во-енный спуск. На пересечении этой дороги к гавани с ведущей от крепости к главному храму города Греческой улицей обозначился главный городской перекресток, по традиции не только символизировавший принадлежность города к христианскому миру, но и имевший функциональное назначение центра притяжения всего города.

В 1795 году здесь расположилась главная рыночная площадь — Греческий базар (ныне Греческая площадь), а на соседней, пятиугольной Соборной площади, была заложена соборная церковь св. Николая. Так наметился более емкий по содержанию и развитой в пространственном отношении общегородской центр Одессы.

Дальнейшее развитие общегородского торгового центра было намечено в плане 1798 года в виде застроенного крытыми лавками проспекта, связывающего в единую линейную композицию торговые площади Греческого базара и Вольного рынка (впоследствии Старый базар). В 1804 — 1814 годах вытянутая площадь Греческого базара была застроена по периметру единообразными двухэтажными зданиями с портиками и колоннадами тосканского ордера, напоминающими своим архитектурным обликом застройку торговых площадей Древней Греции.

С 1825 года началось устроение проспекта, названного в честь императора Александра I Александровским, который должен был превратиться в главную магистраль Одессы, ее парадный проспект — наподобие проспекта Елисейских полей в Париже. Композиционная ось этой прогулочной магистрали была направлена на башню с часами Старого базара, что облегчало ориентацию, а сменяющие друг друга ансамбли нанизанных на этот проспект торговых площадей воспринимались как концентрированное выражение архи-тектурно-художественного облика города.

С застройкой Александровского проспекта некогда рядовая улица Гимназская, в которую вливалась дорога из гавани — улица Гаванная, постепенно превращалась в красивое преддверие к нему. Два корпуса из четырех Г-образных корпусов Греческой площади, обращенных главными фасадами к улице Дерибасовской, форми-ровали парадный въезд на Греческую площадь и Александровский проспект со стороны Военной балки и гавани, загораживающего проезд дома (ныне "Дом книги") тогда еще не было. Переименованная в ознаменование 30-летия Одессы в Дерибасовскую эта украшенная богатыми нарядными витринами магазинов и зеленью Городского сада оживленная улица получила всеобщее признание как главная улица Одессы. К1904 году благодаря электрическому освещению и новой бесшумной торцовой мостовой Дерибасовская приобрела еще более элегантный вид.

На рубеже веков.
Начало нового века для главной улицы города ознаменовалось открытием на месте дома купца Крамарева, на углу улиц Преображенской и Дерибасовской, грандиозного сооружения — здания гостиницы "Пассаж" с торговыми лавками на первом этаже и роскошной проходной галереей, поражающей виртуозным кон-структивным решением остекленного покрытия над торговым двором и огромным количеством лепнины. В начале XX века приобрела совершенно иной вид и застройка Греческой площади. На двух ее небольших участках Г-образной формы, ограниченных улицей Дерибасовской, площадью Греческой и переулками Колодезным (ныне Вице-адмирала Жукова) и Красным, небольшие постройки — часть ансамбля торговых рядов Греческого базара, построенных в начале XIX века архитектором Ф. Фраполли, — сменили здания гостиниц "Империал" (ныне гостиница "Спартак") и "Большая Московская".

Планировочная структура четырехэтажного здания гостиницы "Империал" базируется на секционно-коридорной схеме: центральное положение в ее композиции занимают трехмаршевая лестница и пассажирский лифт. Торговое назначение помещений первого этажа подчеркнуто высотой и большими витринными проемами. Высота торговых помещений составляет 4,62 м, а жилых, соответственно, второго — 4 м, третьего — 3,65 м и четвертого — 2,75 м. Уменьшение высоты помещений с возрастанием этажности было обусловлено существовавшими в то время так называемыми голубыми линиями, ограничивавшими высоту застройки. Кроме того, стоимость номеров на верхних этажах была значительно ниже.

Композиционно фасад здания решен в стиле неоренессанса. Центральная ось симметрии главного фасада акцентирована ризалитом, который пышно декорирован и вертикалью балконов. Центральная часть композиции увенчана стилизованным полуциркульным фронтоном, антаблемент которого поддерживают кариатиды. Четвертый этаж значительно ниже других, поэтому визуально воспринимается как аттиковый, отделенный от нижней части здания широкой полосой с лепным растительным орнаментом.

Гостиница "Большая Московская" представляет собой четырехэтажное с мансардой здание на подвале. Постройка в плане повторяет форму земельного участка и возведена из красного кирпича. В основу планировочной композиции ее положена секционно-коридорная схема. Центром композиции является обращенная к вестибюлю широкая трехмаршевая мраморная лестница. Накануне революции 1917 года в гостинице было всего 75 номеров, но их качество не уступало качеству номеров других первоклассных гостиниц города.

Здание гостиницы "Большая Московская", построенное по проекту известного одесского архитектора Л. Влодека, является самым ярким образцом архитектурного стиля модерн в застройке Одессы. Решение фасадов "Большой Московской" впечатляет фантазией, живописностью и пластичностью. Благодаря разнообразию форм оконных проемов, больших плоскостей витрин магазинов первого этажа создаются легкость и движение, так присущие стилю модерн, а смена рисунка ограждения балконов оттеняет и подчеркивает живописность лепного декора. Весь широкий спектр выплеснутых на фасад декоративных элементов связан одной идеей — торжеством бога торговли Меркурия. Именно его маски с крыльями на шлеме и кадуцеями украшали некогда плоскости широких пилястр на уровне второго этажа, а маски, венчающие угловые пилястры здания, символизировали его возлюбленную — Герсу. Благодаря оригинальности форм, выразительности композиции здание гостиницы "Большая Московская" стало одним из самых интересных архитектурных объектов в заст-ройке улицы Дерибасовской.

Но широкую известность этой гостинице принес литературный образ, вышедший из-под пера наших земляков И. Ильфа и Петрова. Так видится в большой гостиничной витрине громадная пишущая машинка нетленной марки "Ундервуд", в которую вставлен фирменный бланк конторы "Геркулес", блестящего памятника нашей бюрократии, — в этой гостинице располагалось учреждение, вдохновившее сатириков на его создание.

ИЗ Время больших ожиданий
Шли годы, десятилетия. Старые гостиницы, некогда украшавшие Дерибасовскую, все больше и больше ветшали, и сегодня их вид не радует глаз не только архитекторов, но и самих одесситов. Этот архитектурный ансамбль, задуманный как парадный вход на Греческую площадь, требовал пристального внимания проек-тировщиков и реставраторов. Поэтому испанский архитектор Альберто Фойо по заказу собственника гостиниц — ООО "Мечта" — представил на обсуждение специалистов и общественности эскизный проект их капитальной реконструкции со значительным повышением этажности зданий. Однако этому проекту не суждено было воплотиться в жизнь.

И вот, наконец, совсем недавно на первом заседании обновленного градсовета при управлении архитектуры и градостроительства Одесского горсовета был рассмотрен очередной проект реставрации и приспособления под торгово-гостиничный комплекс двух знаменитых одесских гостиниц. На этот раз собственник гостиниц — ООО "Мечта" — обратился за помощью к местным архитекторам — творческому коллективу "Архпроект-МДМ" — Одесской специализированной научно-проектной архитектурно-реставрационной фирмы, которую возглавляет академик Михаил Повстанюк. Имидж и высокий авторитет этой фирме создали реконструированная гостиница "Моцарт" и возрожденный Шахский дворец, Арабский культурный центр и дома в Сабанском переулке, тактично вписавшиеся в ансамбль старинных особняков Маразлиевской улицы. Масштабность этих работ и тщательная проработка деталей — отличительные черты почерка творческой фирмы М. Повстанюка.

Компания Архпроект МДМ. Реконструкция гостиницы Большая московскаяВот и на этот раз специалисты этой фирмы очень внимательно подошли к возрождению известных творений выдающихся архитекторов Л. Влодека и Ф. Гонсиоровского. По словам Михаила Повстанюка, они занимались этими объектами еще в 90-х годах, когда на фасадах были видны остатки лепнины. Сфотографированные тогда некоторые утраченные элементы декора используются теперь, спустя десять лет, для создания их точных гипсовых копий. Будут восстанавливаться и сгоревшие когда-то шары, венчавшие ризалиты здания гостиницы "Большая Московская". Но главная проблема, с которой столкнулись проектировщики: как сохранить то, что практически сохранить невозможно? И этот вопрос касается не только этих двух гостиниц.

— Дело в том, — говорит Михаил Григорьевич, — что камень-ракушечник, из которого построена вся Одесса, из-за нарушения условий его эксплуатации уже лет 50 как изжил себя и сегодня практически потерял всю свою прочность, то есть несущие конструкции уже с трудом несут сами себя. Поэтому мы предложили убрать все перекрытия и создать внутри здания новый железобетонный каркас. Греки, реконструировавшие круглый дом на Греческой площади, пошли по простому пути: демонтировали все здание якобы с целью его восстановления, но использовали при этом всего лишь один фрагмент старого дома. Мы этого делать не хотим. Мы хотим сохранить при реконструкции старую архитектуру, все этажи, все проемы "Большой Московской". Но самая ответственная часть работы, за которую не брались даже опытные киевляне, — это навеска фасадных стен на временные наружные металлические конструкции, которые будут поддерживать стены во время перестройки внутренних помещений. При этом будут демонтированы все перекрытия, включая подвальные, и кровля. Вновь возводимые перекрытия будут монолитными — железобетонными. Существующие под старыми стенами фундаменты будут усилены буроинъекционными сваями с использованием технологии, применявшейся при укреплении фундамента Одесского театра оперы и балета, а вновь сооружаемые фундаменты, на которые будет опираться вновь возводимый монолитный железобетонный несущий каркас, проектируются свайными с монолитным ростверком. Только таким образом можно сохранить эти здания.

— Смелые инженерные решения, основанные на точном расчете, помогут не только сохранить старые гостиницы, но и расширить их подземные пространства, а также увеличить этажность, — пояснил директор ООО. Вновь создаваемые подвальные помещения планируются не Г-образной формы, как надземные части зданий, а прямоугольной с выходом на 3 м под улицу Дерибасовскую, что значительно расширит их площадь, необходимую для размещения технических и служебных помещений. Проектом предусмотрена надстройка на "Большой Московской" одного мансардного этажа и двух — на "Спартаке".

Также Сергей Борисович подчеркнул, что оба здания будут обеспечены новейшими инженерными системами водоснабжения, вентиляции, отопления и т.д. Кроме того, до мелочей продуманы вопросы благоустройства и озеленения прилегающей территории, учтены градостроительная ситуация и композиционно-видовое влияние этих архитектурных объектов: видовые точки, оси, видовые фронты и зоны видимости.

Есть еще одна большая проблема — паркинги, потому что под этими гостиницами парковку сделать просто невозможно. Поэтому заказчиком проекта ООО "Мечта" было дано задание проектировщикам предусмотреть проектом строительство со стороны Красного переулка двух или трех подземных этажей для размещения автостоянок. Конечно, сетует Михаил Григорьевич, эту проблему нужно было решать комплексно в проекте ре-конструкции всей Греческой площади. Кстати, подобный мировой опыт уже имеется, например, комплекс Ле-Алль, появившийся на месте Парижского рынка, и Штахус в Мюнхене. На градсовете, где рассматривался и был принят эскизный проект команды М. Повстанюка, был задан всего один вопрос: не боятся ли проектировщики нареканий по поводу увеличения этажности гостиниц. Ответ был прост: просто технические возможности не позволяли повысить их этажность в то время. Процесс развития городов, вызывающий изменение их планировки и облика, считает Михаил Повстанюк, непрерывен. Обновление — свойство, присущее городскому организму. Поэтому качественные изменения его материальных структур неизбежны. Пытаться сохранить все в неприкосновенности — означает останавливать развитие, отвергать принцип самой жизни.

И последнее. В Большом зале московского Дома архитектора на стене начертаны прекрасные слова: "Хранить наследство — вовсе не значит ограничиваться наследством". Это в полной мере относится и к Одессе.