Архпроект - МДМ
  • English
  • Russian

Долгожданная реконструкция

 

Главная улица Одессы — Дерибасовская — продолжает оставаться в центре внимания городских властей. Спустя несколько месяцев после начала регенерации Городского сада встал вопрос о реконструкции двух гостиниц — «Большой Московской» и «Спартака».

Гостиничные здания старинной постройки всегда служили украшением Дерибасовской. «Большая Московская» была ярчайшим образцом стиля модерн в Одессе. После революции гостиницы на несколько лет утратили свое функциональное назначение ~ из них сделали конторские здания.

Главная улица Одессы — Дерибасовская — продолжает оставаться в центре внимания городских властей. Спустя несколько месяцев после начала регенерации Городского сада встал вопрос о реконструкции двух гостиниц — «Большой Московской» и «Спартака».

Гостиничные здания старинной постройки всегда служили украшением Дерибасовской. «Большая Московская» была ярчайшим образцом стиля модерн в Одессе. После революции гостиницы на несколько лет утратили свое функциональное назначение ~ из них сделали конторские здания. «Большая Московская» даже фигурировала в романе Ильфа и Петрова «Золотой теленок» как знаменитый «Геркулес», в котором служил подпольный миллионер Корейко. Перестройка гостиниц под конторы привела к тому, что от первоначальной планировки практически ничего не осталось. Сохранились на прежнем месте лишь парадные лестницы. Неумолимое время привело к тому, что сегодня идущие мимо «Большой Московской» стараются не проходить под ее стенами: в любой момент может обрушиться фасадная лепнина. Об этих печальных "обстоятельствах шла речь на градостроительном совете, проходившем-11 октября. Проект восстановления гостиниц «Большая Московская» и «Спартак», представленный архитектурным бюро «Арх-проект МДМ», отличается от первоначального облика этих зданий только повышенной этажностью. Но, как напомнили члены градсовета, не так давно испанские архитекторы предлагали повысить гостиницы шестнадцатиэтажными параллелепипедами из структурного стекла. В нынешнем эскизном проекте здание «Большой Московской» вырастет на один этаж, а «Спартака» — на два. По словам автора проекта Дмитрия Поветанюка, оставить здания в первоначальной этажности невозможно, потому что подобная вместимость не соответствует требованиям, предъявляемым к современным отелям. После реконструкции «Большая Московская» станет отелем четырехзвездочного уровня на 60 номеров, а «Спартак» — трехзвездочного на сто номеров.

Реконструкцию гостиниц «Спартак» и «Большая Московская» рекомендовано начать как можно быстрее.

Фасадная часть домов будет восстановлена крайне деликатно. Плохое состояние гостиниц вынуждает авторов проекта как можно скорее начать противоаварийные мероприятия — усиление несущих стен и фундамента. В дальнейшем «Большая Московская», которая находится в критическом состоянии, получит новый железобетонный каркас и монолитный фундамент. Гостиница вновь обзаведется главным украшением, о котором за давностью лет одесситы успели забыть, — большими шарами по периметру мансарды.

К сожалению, при гостиницах, как и вообще в центральной части города, крайне сложно обеспечить парковку. Эту проблему авторы проекта решить не в силах. Остается лишь надеяться на появление паркинга в северной части Греческой площади.

Проект реконструкции гостиниц был одобрен град-советом безоговорочно и с рекомендацией как можно быстрее начать строительные работы, поскольку речь идет о спасении двух значительных памятников архитектуры городского значения.

Пока не принят новый Генеральный план развития Одессы, градсовет наравне с депутатским корпусом Одесского горсовета берет на себя функции корректировки будущего архитектурного облика города. Вновь обозначенные зоны комплексной застройки особо нуждаются в архитектурном надзоре, потому что должны иметь общие элементы инфраструктуры. Если говорить о продолжении освоения третьей очереди побережья (от мыса Большой Фонтан и далее), то необходимы общие дороги, благоустроенные пляжи и удобные подъезды к морю.

Предложенный на рассмотрение градсовета проект курортно-рекреационного комплекса семейного типа как раз и должен был войти в продуманную систему застройки побережья. Пока строительство в этих местах только начинается, да и будет происходить оно медленными темпами, поскольку прежде всего необходимо укрепить оползневые берега, а это процесс длительный. Будущий рекреационный комплекс планируется разместить на приобретенном на земельном аукционе участке площадью 5 га, расположенном между уже возведенным рекреационным комплексом и рестораном «Катран» (район улицы Дача Ковалевского).

Семнадцать жилых четырехкомнатных блоков типа таунхаус общей вместимостью 68 человек (с общественным центром, в котором будут находиться медицинский центр, сауна и прачечная) обещают стать комфортным местом отдыха. Комплекс выглядит привлекательно с эстетической точки зрения, а декоративные элементы из кирпича выгодно выделяют его изобщей линии застройки побережья. Перед строительством самих коттеджей будут проведены необходимые берегозащитные мероприятия. В море для защиты от волн выдвинут пирс, а пляж (которого сейчас, по сути, нет) увеличат на 30 метров.

Однако существуют общие правила строительства на побережье, и соблюдать их обязан каждый застройщик, В частности, от основной трассы должны идти к морю удобные съезды. В данном проекте предполагается строительство подъездной дороги шириной 4,5 м, но этого, по словам членов градсовета, явно недостаточно. Не выдерживает критики также ширина дорог как по фасаду, так и позади комплекса. В процессе обсуждения проекта возникло предложение выделить еще одну переднюю террасу для создания широкой пешеходной зоны, иначе отдыхающие будут передвигаться прямо под окнами жителей новостройки. С такими замечаниями проект рекреационного комплекса был отправлен на доработку.

Третий эскизный проект относился к другому месту комплексной застройки — микрорайону Молдаванка-2. Здесь находятся наиболее аварийные на Молдаванке дома, выселение жителей которых стало необходимостью. Однако не менее важно строить красиво, с учетом перспектив Молдаванки как современного микрорайона. Предложенный НИИ «Интеграция» проект строительства жилого комплекса по ул. Пишоновской (Ковалевского), 30-34 с поворотом на спуск Пишоновский (Ковалевского), 1—10 — это 12 секций 16-этажных зданий и паркинг на 200 автомобилей. В каждой секции планируется размещение 96 квартир. Именно несоответствие числа будущих жильцов и количества мест в паркинге вызвало недоумение градсовета. Несложно подсчитать количество квартир — их 1088, а паркинг рассчитан всего на 200 авто! Не меньшей критике подвергся сам внешний вид зданий, чересчур напоминающий недавно ушедшую от нас типовую застройку спальных районов. В силу этих и многих мелких замечаний проект был отклонен с пожеланиями заказчику — ООО «Аско» — сменить разработчика проекта.

Двадцатиэтажный жилой комплекс, который заказчик — ЧП «Мода» ~ собирается разместить на проспекте Глушко, был принят с небольшими замечаниями, В новых домах разместятся квартиры экономкласса, а сам комплекс в скором времени станет украшением жилмассива Таирова.

ноябрь 2006г.