Архпроект - МДМ
  • English
  • Russian

«Пассаж», «Моцарт» и многие другие…

Как мы уже говорили раньше, проектом реконструкции «Пассажа» занимается известнейшая в Одессе фирма «Архпроект-МДМ», которой в этом месяце исполняется 10 лет. Фирма специализируется на проектировании новых зданий, реконструкции и реставрации памятников архитектуры и других ценных зданий и сооружений всех назначений.

С 1995 по 2000 гг. «Архпроектом» запроектировано более 150 объектов в г. Одессе. Проекты выпускаются с полным пакетом документов, в т.ч. всеми необходимыми согласованиями и разрешением на начало производства работ. А руководит фирмой маститый архитектор, человек, посвятивший любимому городу более 30 лет своей профессиональной, поистине творческой деятельности, Михаил Григорьевич Повстанюк.

Фирма его - семейная, в самом хорошем смысле этого слова: С Михаилом Григорьевичем работают два его сына, Михаил и Дмитрий, которым он передал, не только тайны профессии, но и любовь к Одессе, восхищение ее историей и верой в ее будущее. Сегодня один из них, Михаил Михайлович Повстанюк, любезно согласился дать нам интервью.

- Михаил, первый вопрос - традиционный до банальности: что стало определяющим для решения взяться за проект реконструкции «Пассажа»? Ведь ваша фирма не страдает от недостатка заказов. И разве не интереснее создавать что-то новое, свое, чем заниматься реставрацией чужих творений.
- Разумеется, от недостатка заказов фирма не страдает. И, конечно, своих творческих планов у нас немало. Но что касается «Пассажа», то этот случай в какой-то мере уникален.

 

- В чем же состоит уникальность «Пассажа», кроме его несомненной красоты и старины?
- Да как раз в том, что он не так уж и стар: строительство «Пассажа» было завершено в 1899 году, а его торжественное освящение состоялось 23 января 1900 года. То есть зданию чуть больше сотни лет. А «старинным» или, скорее, дряхлым, его сделала безжалостная эксплуатация в течение этой сотни лет практически без ремонта. Да и местоположение «Пассажа» на пересечении двух крупных городских артерий - Преображенской с ее трамвайным движением и Дерибасовской, по которой еще до начала 80-х гг. прошлого века ходил городской транспорт, - отнюдь не способствовало поддержанию здания в идеальном состоянии. А если добавить к этому, что на первом этаже «Пассажа» размещался, пожалуй, самый крупный в советское время Центральный гастроном с интенсивным движением грузовиков, то стоит ли удивляться тому, что амортизация здания была предельно допустимой. Нельзя не вспомнить и о главной проблеме «старой» Одессы - поднятии уровня подпочвенных вод. А уникальным в «Пассаже» является также то обстоятельство, что этот шедевр архитектора Леона Влодека был выстроен всего за два года. Как вам такие темпы строительства и отделочных работ?

 

- Да, впечатляет. Особенно если учесть, как уровень тогдашней строительной техники, так и богатый бароккальный декор здания. Это вам не коробка из стекла и бетона. Но неужели за все это время не было ни одного стоящего ремонта здания? Хотя, если честно, я не помню, чтобы «Пассаж» закрывался и стоял в лесах. Но, возможно, это помнят старожилы?
- Да нет, вряд ли кто-то вспомнит то, чего никогда не было. Все ремонтные работы в «Пассаже» не были плановыми и, скорее, сводились к практике «пожаротушения» - когда уже, что называется, «горело» произвести срочные работы. Кстати, о пожарах. Меньше, чем через год после открытия, 31 октября 1901 года, «Пассаж» постиг ужасающий пожар. Впрочем, его быстро и умело потушили, напрочь сгорела лишь башенка, венчающая главный вход. Но тогда к восстановительным работам приступили немедленно, и вскоре уже ничто не напоминало о происшествии.

 

А вот что касается различных архитектурных украшений, то в разное время и по разным причинам «Пассаж» с ними расставался. Да что говорить - уже в советское время был полностью утрачен мозаичный пол внутренней галереи «Пассажа». Но это вопросы декора здания. Что же касается его технического состояния, то, говоря инженерным языком, оно признано «неудовлетворительным», а говоря языком простым - крайне удручающим.

- Но все же почему речь идет не о ремонте, пусть даже и капитальном, а о реконструкции здания? Это слово вызывает некоторые опасения...
- У кого вызывает? И почему - опасения!

 

- Да хоть у меня! Я одесситка, и мне не безразлично, как будет выглядеть «Пассаж» после реконструкции. Мне кажется, что в движении к «новым, современным формам» мы утрачиваем то, что составляет особенность Одессы, отличает ее от других городов. Ведь в 60-е -70-е уже проходил бум строительства «из стекла и бетона». Сильно ли украсило наш город, скажем, бывшее здание исполкома «на курьих ножках» на Куликовом поле? И если по поводу Греческой площади можно спорить - в соответствии со вкусами спорящих, то особнячок в стиле «царского села» посреди Дерибасовской, на месте исторического ресторана Отона, - это бесспорное (на мой взгляд) оскорбление Одессы. Поэтому вполне закономерны переживания одесситов о том, что же будет на месте «Пассажа».
-Понятно. Здание, о котором вы говорите, - печально, но факт - находится на Дерибасовской, хотя его естественная среда обитания ж-м Котовского или ж-м Таирова. Печально, но факт. А вот о «Пассаже» можете не волноваться, он никуда не двинется со своего места. Планы его реконструкции подразумевают исключительно восстановление его в первозданном виде. Я подчеркиваю, в первозданном. Это означает, что даже одесситы-старожилы, которые помнят «все и про всех», откроют для себя после реконструкции неизвестный им «Пассаж», «Пассаж», каким его задумал и построил Влодек. Это означает, что, кроме инженерных работ по восстановлению несущих конструкций здания, его коммуникаций, кровли, перекрытий, будут проделаны беспрецедентные работы по воссозданию архитектурных особенностей «Пассажа». Обрабатывается невероятное количество архитектурных и литературных архивов, свидетельств, документов и чертежей. И если мы говорим о восстановлении мозаичного пола галереи, то речь идет не только о рисунке, но даже о форме и размере плитки. Все торговые павильоны также будут восстановлены в том виде, в каком они предстали перед одесситами в последнем году девятнадцатого столетия.

 

- Стало быть, торговые павильоны тоже будут стилизованы под начало двадцатого века?
- Видите ли, слово «стилизация» подразумевает какую-то фальшь, подделку. Я настаивай на термине «воссоздание». Для нас это - не игра в слова. Я уже говорил, какой колоссальный труд уже был проделан и ведется до сих пор в плане историко-архитекетурных изысканий, чтобы каждая деталь оказалась на своем месте. Современные строительные материалы мы подбираем тоже очень и очень тщательно - только те, которыми, по нашему пониманию, воспользовался бы сам Влодек. И потом, здание - это почти живой организм, что заставляет считаться с его собственными нуждами и, возможно, желаниями.

 

- Погодите, мы говорим об архитектуре или об искусстве театра и системе Станиславского? Вы словно вживаетесь в образ Старого Мастера.
- Если хотите - да, так оно и есть. Это интереснейший творческий процесс на стыке искусств. Именно он позволяет почувствовать, что мы действительно делаем что-то свое, а не просто ретушируем чужое. И еще. Вы много говорите об Одессе, одесситах, любви к городу. Но ведь это все относится и к нам - к отцу, ко мне с братом. С Одессой мы связываем не только наше прошлое, наши теперешние успехи, но и видим свое будущее неотделимым от Одессы: нам досталось богатое наследство, негоже его терять.

 

- Прекрасно сказано. Может, мы, гуманитарии, слишком эмоциональны, но Ваши слова и общий настрой нашей беседы убеждают меня больше любых чертежей и технической документации, в которой я не особо разбираюсь. А как бы Вы определили назначение возрожденного «Пассажа» после реконструкции, или с этим вопросом лучше обращаться к инвесторам?
- Почему же - ведь мы создавали наш проект именно на основе заказа инвесторов, согласовывая его с ними постоянно. Воссозданный «Пассаж» предстанет перед одесситами как современный трехэтажный центр досуга, с трехзвездным отелем, подземным супермаркетом, SРА-центром, который будет обслуживать не только постояльцев гостиницы, но и всех посетителей ТРЦ «Пассаж». Основной акцент назначения этого комплекса будет сделан на отдых, на приятное времяпрепровождение горожан и гостей города. Причем, я бы отдельно упомянул о демократичной направленности комплекса: он будет ориентирован в основном на самую широкую публику, а не пресловутых «олигархов».

Это - самые основные моменты проекта. Конечно, окончательно все определится под конец реконструкции. Могу только сказать, что мы планируем нечто, призванное стать изюминкой проекта, но пока хотели бы оставить это в тайне, для некоей интриги. Полагай, на презентации макета «Пассажа» мы сможем об этом поговорить.

- Ну что ж, кроме «смежного» архитектуре актерского таланта, в Вас силен и талант драматурга: небольшая интрига еще больше подстегнет интерес публики к вашему проекту и заставит с еще большим нетерпением ждать презентации макета, о которой Вы упомянули. Надеюсь, ждать придется не слишком долго, и ожидаемое - вполне развеет сомнения и опасения. Я, от имени наших читателей и от себя лично, благодарю вас за беседу, а вашу фирму за любовь к нашему городу.

Газета: « Вечерняя Одесса», 9.04.2005 г.

Лидия РЕУТСКАЯ.