Архпроект - МДМ
  • English
  • Russian

Арабский Культурный Центр

Я считаю, в Одессе нет чистого архитектурного стиля и нет ни одного здания, относящегося к тому или иному историческому направлению в архитектуре. Одесса появилась за 20-30 лет мгновенно. Работали итальянцы, французы, петербуржцы, москвичи...

Они друг у друга заимствовали, друг на друга влияли, и получилась сплошная мешанка стилей. Арабский культурный центр начинал другой проектировщик. Заказчик, господин Киван Аднан, привлек нас уже к дизайну. Наружный дизайн мы изменили полностью. Остался только купол. Поменяли оси восприятия, сориентировали здание на две улицы: и на Чкалова, и но Ришельевскую.

И, не говоря ни слова даже заказчику, выставили планшет с откорректированным проектом на выставке на Морвокзале, - посмотреть, как будет реагировать народ. Реакция нас порадовала: почти все были «за». После выставки мы рискнули и вынесли проект на Градсовет: что будет, то будет. И Градсовет принял его «на ура!». Даже главный архитектор города В. Л. Глазырин, бюро которого и занималось этим объектом, полностью нас поддержал. Но без анекдота Одесса не Одесса. Разгорелись страсти по поводу надписи на фасаде «Бог един». Я считаю, так оно и есть: если бог создавал всю эту «маму», он был один. Ситуацию спас Глазырин: «Надписи на фасадах - это вообще не в нашей компетенции. Есть комиссия по рекламе, пускай она и занимается». С этого момента мы официально занялись зданием. За два или три дня предложили свое виденье интерьера и планировку на существующей конструктивной схеме со сносом практически всех кирпичных перегородок. Но заказчику с финансовой точки зрения сносить было невыгодно.

Интересно, что когда заказчик показал наши эскизы своему арабскому дизайнеру, специалисту по мечетям, тот воскликнул: «Это идеальный вариант!». Но нам пришлось выкручиваться из того, что уже было сделано. Мы готовились серьезно, рыли очень глубоко. Около месяца вообще не вылезали из библиотек, откопали издание по мечетям 1700 года. Практически все орнаменты: и снаружи, и изнутри - это классика. Отсебятины там нет. И случилось чудо - интерьер, несмотря на перегородки, получился легким и воздушным.

Журнал: « А+С». 5/2004 г.