Архпроект - МДМ
  • English
  • Russian

Белые «одежды» с вязью золотой

«Коробка» была выведена по проекту специализированного коммунального предприятия «Одес-проект» при горуправлении архитектуры и градостроительства. Дизайнерскую доводку заказчик из Сирии, финансирующий строительство, поручил одесской фирме «Архпроскт-МДМ». Выбор был точным. Фирма имеет солидную репутацию. По проектам Михаила Григорьевича Повстанюка и руководимого им коллектива молодых, одаренных, знающих архитекторов сооружены престижные дома в Сабанском переулке - одни из них является реминисценцией утерянного проекта великого Бернардацци. Разработаны проекты реконструкции Театральной площади, круглого дома на Греческой, строятся общественные здания, коттеджи, мансарды. Ряд работ удостоен премий на городских и всеукраинских конкурсах.

В творческом коллективе фирмы и сыновья Повстанюка, близнецы Дмитрии и Михаил. Хоть им немногим больше 25, они уже добрый десяток лет участвуют в разработках отца, являются специалистами в области компьютерного проектирования (мастерская оснащена самым современным оборудованием). Дизайн Арабского культурного центра был полностью доверен Дмитрию. Перед архитектором стояла задача с несколькими неизвестными. Первое: освоить и реализовать принципы арабского зодчества, а они не просто иные, а в чем-то диаметрально противоположные европейским. Второе: преодолеть недостатки крайне неудачной «привязки». Восточная архитектура требует широты обзора, пространственной свободы, а данное здание на углу Ришельевской и Большой Арнаутской зажато домами, потоком автомобилей. Третье: чтобы при веси непохожести Центр не вносил дисгармонию в архитектуру микрорайона. Наконец, хотелось просто подарить городу еще одно красивое здание.

Дмитрий поднял гору литературы по восточной архитектуре. Проделал бесчисленные эксперименты на компьютере. Постепенно вырисовывалась концепция проекта, его фрагменты. Ни одна композиция не является копией архитектурного первоисточника. Уникальные авторские разработки - это современная, оригинальная аранжировка классических арабских мотивов. Хочется сравнить отделку здания с волшебной сказкой Шехерезады.

Совершим экскурсию по будущему Центру. Он пока в лесах, но через месяц работы завершатся. Согласно восточным канонам, здание будет в белых «одеждах». Зеленой с золотой вязью задумана только лента, которая опояшет один из фасадов и окаймит портал парадного схода. Зеленый цвет повторен в окраске купола и башен.

Арабы подарили миру великие открытия в математике. Строгостью математических расчетов отмечена и архитектура - ее пропорции и дизайн. Орнаменты, непременный атрибут подобных сооружений, с геометрическими и растительными элементами поражают затейливостью и в то же время четкой композицией, симметрией. Разработанные Дмитрием Повстанюком вертикальные полосы орнамента напоминают узорочье ковров. Они придают зданию изысканность и словно увеличивают его высоту. Стрельчатые окна дополнены «плечами» и выступами-желобками, что также характерно для восточного стиля. Над ними розетки, как наброшенное поверху кружево. Центральный вход украшают арки с лепниной, ажурная кованая дверь, витиеватая розетка и золотые узоры на портале.

Фасад, выходящий па Большую Арнаутскую, архитектор дополнил легким портиком на двух парах тонких колонн, балкончиком с решеткой и козырьком, вертикально вытянутыми башенками с завсршиями. По краю стены выложена «елочка» - непременная деталь восточного декора. Основание здания оденется в светло-серый мрамор с цветными вкраплениями. Невысокая кованая ограда придаст ему благородство, а высаженные сирийские розы поставят яркий акцент, что усилит ощущение праздничности. Центр интерьера - круглый зал с амвоном. Он опоясан лепным карнизом в несколько ярусов. Если европейские художники предпочитают лаконизм элементов в узоре, то восточные - роскошь изобилия. Каждый ярус карниза создан автором проекта во все более усложняющемся варианте. Свет, струящийся из-за него, зрительно расширяет купольную «чашу». Цветные витражи еще более смягчат освещение. Они и фигурные плитки с изречениями из Корана по окружности придадут залу поэтическое очарование.

Лепные украшения в виде диковинных цветов и орнаментов отделяют зал от входной лестницы. А лестницы между этажами, где находятся помещения для воскресной школы и других занятий, металлические ограждения, решетка балкона большого зала повторяют друг друга в узорах, звучит на одной ноте причудливый восточный напев. Мраморные полы приобрели дворцовое великолепие благодаря инкрустации.

Восточные фантазии архитектора воплощали лепщики, мастера по металлу, мрамору. Специалисты фирм «Реставратор плюс» и «Будова» продемонстрировали высокий класс мастерства. Вместе с автором проекта они погрузились в абсолютно прежде неведомую им атмосферу древней культуры. Вместе искали оптимальные решения дизайнерских задач. Тысячи отлитых элементов подогнаны без единого зазора. Точность выполнения деталей и их сборки обеспечивало также применение новейших технологий. Так, сложный узор звезды из разноцветного мрамора, украшающий пол вестибюля второго этажа, Дмитрий «сплел», затем раскроил с точностью до микрона на компьютере. Компьютерная технология позволила добиться высокой точности при проектировании и изготовлении металлических решеток.

Легкость, изящество и в то же время строгое благородство дизайна раздвинули пространство здания, подчеркнули его устремленность ввысь. Удалось достичь гармонии экстерьера и интерьера, дома и человека.

Газета: «Одесский вестник», 12.08.2001 г.
Вера КРАВРП