Архпроект - МДМ
  • English
  • Russian

«Застывшая музыка» Повстанюков

Сейчас, когда облик наших городов нуждается в обновлении, очень важно, в руках каких зодчих окажется судьба зданий, улиц и целых кварталов. И, конечно же, памятников архитектуры. Для 200-летней Одессы эта проблема особенно актуальна. Многие дома в центре города настолько обветшали и пришли в упадок, что их просто сносят и строят новые. К счастью, есть еще мастера, способные не только восстановить, но и воссоздать былую архитектуру, возродить ее к жизни и приспособить к новым реалиям. В Одессе, если посмотреть на то, что уже построено, отреставрировано за последние годы, таким умением как раз и обладают архитекторы Повстанюки.

Архитектура, как писал Бальзак, - это выразительница нравов. Это летопись жизни, как называл ее Гоголь. Нужно быть настоящим зодчим, чтобы ощущать ответственность, которую несет архитектор перед нынешним и будущим поколениями. Этим качеством в полной мере обладает Михаил Григорьевич Повстанюк. Именно это качество он привил и своим сыновьям Михаилу и Дмитрию, которые не из прихоти отцовской пошли по стопам родителя (как и отец, закончили Одесскую академию строительства и архитектуры с красными дипломами), а по призванию.

Отец и двое сыновей-близнецов не просто восстанавливают памятники архитектуры, они их возвращают к новой жизни. Помимо реконструкции и реставрации они проектируют новые здания, занимаются дизайном интерьеров, ландшафтной архитектурой и многим другим. На счету фирмы «Архпроект-МДМ» (МДМ - Михаил, Дмитрий, Михаил) сотня интереснейших проектов. Создавая в 1995 году фирму, Повстанюк пригласил к сотрудничеству молодых и талантливых архитекторов. Дипломы, награды, благодарности, которыми увешаны стены их мастерской, - это оценка их труда профессионалами, властями и, наконец, заказчиками. Именно Повстанюкам они доверяют воплотить в жизнь свои мечты: будь-то вилла, жилой дом, ресторан, яхт-клуб, офис, гостиница.

Сабанские дома как мерило возможностей

Есть в Одессе Сабанский переулок. Он небольшой, его длина всего два слитых воедино дома. Но это и есть те самые знаменитые красавцы, о которых до сих пор с восторгом и завистью говорят горожане. О них писала местная пресса, как о домах, не имеющих аналогов в старой Одессе. Внешне один выполнен в теплых коричневых тонах, а другой - в холодных зеленых, нижние этажи облицованы мрамором. Об их внутреннем убранстве, планировке, комфортности ходят легенды. Не случайно квартиры в них были проданы еще на стадии эскизного проектирования.

Когда-то на этом месте стояло здание, спроектированное знаменитым архитектором Бернардацци. В конце 70-х годов из-за ветхости его снесли, а взамен так ничего и не построили. И лишь в 1995 году нашлись спонсоры, решившиеся заполнить пустоту. Для этой цели были приглашены лучшие архитекторы города - Михаил Повстанюк и Александр Пляцун (Пляцун тоже сотрудник фирмы «Архпроект-МДМ»), Повстанюк-старший привлек к работе и своих сыновей, тогда еще студентов. И за 26 месяцев «выросли» красавцы.

Дома получились более внушительные, чем у Бернардацци. Вместо трех этажей - семь. Но процесс поиска этажности шел непросто. Заказчик хотел получить как можно больше квадратных метров, а задача архитекторов заключалась в том, чтобы ни в коем случае не сотворить монстра, и не удавить всю архитектуру в окрестности. С помощью компьютерной графики было сделано несколько проектов регенерации близлежащих кварталов. И одесские архитекторы сумели искусно вписать дома в окружающую архитектуру. Даже старожилы готовы признать: современные зодчие повторили творение известного мастера. Вместе с тем, для воссоздания дома Бернардацци они взяли лишь его идею (второй дом вообще выполнен в несколько ином стиле).

В этих домах подземные гаражи, куда можно спуститься прямо из квартиры; мансарда с оздоровительным комплексом: бассейном, саунами, тренажерным и массажным залами; своя газовая котельная на крыше дома и дизель-генераторная подстанция. Впервые в городе запроектированы спальни с санузлами, хотя по нашим устаревшим нормам это не положено; в каждой квартире на всех этажах установлены камины, хотя позволено не выше второго этажа. Чтобы получить разрешения на эти «вольности», пришлось ехать в Киев и доказывать, убеждать, что все будет отлично работать.

Но это еще не все. Архитекторы здесь впервые применили схему продольных стен, позволяющую свободно планировать квартиры. Привязка сделана только к стоякам горячей воды, канализации и вентиляции. И впервые применена горизонтальная разводка из медных - труб для отопления под полом. Однако новшества на этом не заканчиваются.

Первые два этажа занимает банк, в котором архитекторы разместили хранилища на перекрытиях (впервые, кстати, в бывшем СССР). Нагрузка на плиту кажется немыслимой - 1200 кг/кв. м. Но все надежно. Чертежи делали для каждого ряда кирпичей, от нулевого этажа до башенки. Рабочие поначалу даже учились на сухую, без раствора, класть кладку, которую придумали архитекторы. Здесь применена и одна из самых прочных, дорогих и самых тяжелых штукатурок - марки 100. Гвоздь в нее не вобьешь. Некоторые фирмы в целях саморекламы указывали, что поставляли краски для этих домов. Но дома не покрашены. Это каменная штукатурка, сделанная на основе белого цемента с добавлением мраморной и гранитной крошки.

Как говорит Повстанюк-старший, Сабанские дома их переломали. Благодаря им они убедились в том, что могут: «В Одессе это первая ласточка такого класса. И думаю, не только в Одессе. Конечно, в частных домах мы подобное проектировали. Но не для кондоминиума. К сожалению, эта "ласточка" пока что последняя, судя по тому, как развиваются события».

Сабанские дома действительно дают представление о том, как можно и нужно строить. Одесские зодчие переломали не только себя, но и представление горожан о том, что в наше время можно возводить не только серые пятиэтажки и безликие «свечки», но и красивые дома. Повстанюки за проект восстановления памятника архитектуры - строение Бернардации в 1996 году награждены дипломами Союза архитекторов Украины. Их проект был признан лучшим в стране.

Это новый мир

Улица Ланжероновская. Район Оперного театра. Напротив него по углам улицы расположены здания, образующие своеобразный ансамбль. Одно из них уже преобразилось. По проекту Повстанюков надстроен четвертый мансардный этаж, и теперь все считают, что там он был всегда. Таким же будет здание и на противоположном углу улицы. Повстанюки разработали и проект небольших кафе напротив Оперного. Это была конкурсная работа. Но, к сожалению из-за отсутствия инвестора данный проект пока не реализован.

По всей старой Одессе подобных домов, обновленных и воссозданных Повстанюками, не один десяток. Например, на ул.Черноморской (Гефта), 12 стоит красивый 3-этажный особняк, в котором ранее находился детский сад. Состояние здания было таково, что пришлось делать полную реконструкцию. Был полностью снесен и заново отстроен портик, возведен дополнительный, третий этаж. Не менее прекрасный особняк можно увидеть и на Екатерининской, 77.

Интересен и объект на ул.Базарной, 2-а. В XIX веке здесь находилась Стурдзовская богадельня сердобольных сестер и часовня, построенные в честь иконы Божьей матери «Всех скорбящих Радосте» по проекту архитекторов Моранди и Шашина. В годы советской власти богадельню отдали под гражданские нужды. И лишь после того, как в 1998 году здание возвратили истинным владельцам, отец Иоанн сделал все возможное, чтобы восстановить храм. И помогли ему в этом Повстанюки.

Они изучили массу архивных данных и на их основе спроектировали церковь: были надстроены колокольня и купол. В храме сохранены появившиеся после революции помещения, которые после перепланировки и реконструкции могут служить классами для учащихся воскресной школы, использоваться под библиотеку, богадельню и в других целях. Любопытно отметить, что воссозданная церковь распахнула свои двери ровно через 150 лет после ее рождения, месяц в месяц, день в день. На это совпадение Повстанюки обратили внимание, когда заказывали именную табличку о восстановлении памятника архитектуры - Стурдзовской богадельни.

Профессиональные возможности Повстанюков, масштаб их деятельности стоит проиллюстрировать еще одним объектом. На углу улиц Ришельевской и Большой Арнаутской сравнительно недавно появилось очень заметное здание - мечеть, точнее, Арабский культурный центр. После того, как городской общественностью был поднят шум, что в центре Одессы возводится мусульманский храм, который будет выше православных церквей, минарет убрали.

Вначале здание было спроецировано коммунальным предприятием «Одеспроект». Но сирийский предприниматель и меценат Аднан Киван, заказавший строительство мечети, поручил дизайн интерьеров Повстанюкам, которые проектировали его частный дом. После того, как стало ясно, что богатство внутренних интерьеров не сочетается с бедностью фасада, было решено доверить внешний облик храма тоже Повстанюкам. За решение этой непростой задачи взялся сын Дмитрий. Он перевернул гору литературы по восточной архитектуре и разработал свой вариант отделки здания. Получилась превосходная работа - оригинальная аранжировка классических арабских мотивов.

Благодаря Повстанюкам скоро будет завершена и реконструкция еще одного сказочного здания - знаменитого дворца Бжозовского (больше известного как «Шахский дворец») на улице Гоголя, 2. За полтора века архитектурный облик дворца практически не изменился. А вот великолепные интерьеры с мраморными каминами, паркетными полами в результате ремонтов и внутренних перепланировок не просто изуродованы, а утрачены полностью. Как рассказывал Михаил Повстанюк, им пришлось здание собирать по кусочкам.

Несмотря на то, что в этом дворце теперь разместится банк, все интерьеры с богатым декором будут восстановлены. Будет отреставрирован двор дворца, окруженного красивой кованой оградой, появится настоящий фонтан, зазеленеют газоны. Глухая стена соседнего дома будет украшена графикой. О масштабах реконструкции можно судить и по смете - 24 млн. гривен. Следует отметить, что проектирование велось одновременно с реконструкцией и реставрацией.

В виртуальной галерее

Бродить по ней чрезвычайно интересно. В мастерской специалистами в области компьютерного проектирования являются Повстанюки-младшие. Благодаря их работе можно увидеть, каким будет знаменитый одесский «Привоз» через год-два или три. По замыслу авторов, это будет целый ряд современных новых корпусов с подвальными складскими помещениями, камерами хранения, сквозными магазинами, гостиницей... Был объявлен конкурс на лучший проект реконструкции рынка и представлено 11 работ. Жюри отдало предпочтение проекту Повстанюков. Теперь, чтобы воплотить в жизнь задуманное, не хватает лишь надежных инвесторов.

В виртуальной галерее можно увидеть, как будет выглядеть привокзальная площадь. Это тоже конкурсный проект. Архитекторы предлагают использовать подземное пространство под площадью. И тогда пассажиры прямо из вокзала смогут сразу попасть на любую из улиц города. Он пока тоже не реализован все по той же причине. А вот 4-звездочная гостиница на Гагаринском плато в Аркадии. Этот инвестиционный проект, одобренный на градсовете, тоже ждет инвестора.

Здесь можно увидеть, какой могла бы быть Греческая площадь. Вот один из вариантов ее реконструкции, одобренный Госстроем Украины. По замыслу Повстанюков, часть зданий, включая гостиницы и Дом книги на Дерибасовской, должны быть, превращены в систему отелей.

Среди множества виртуальных объектов и частный яхт-клуб, и представительство частной фирмы в Курортном переулке, и здание банка с великолепными интерьерами на улице Ришельевской, и частный домик на ул. Л.Толстого, и 2 варианта эскизных проектов бывшего ресторана «Киев»...

Есть у Повстанюков прекрасные работы, которые, к сожалению, широкой публике видеть не дано. Хотя объекты эти не виртуальные, а живые. Речь идет о частных загородных домах, виллах, коттеджах... Эти строения уже окрестили «архитектурой глухих заборов». Даже авторам не позволяется выставлять на обозрение проекты этих зданий.

Недавно они вернулись из Лейпцига, где под эгидой ЮНЕСКО проходила престижная международная выставка-ярмарка «Памятник-2000», посвященная реконструкции и реставрации памятников архитектуры и обновлению городов. «Архпроект-МДМ» представила 12 своих проектов и получила почетный диплом выставки («С&Р» писала об этом в №12 прошлого года). Они были единственными среди архитекторов бывшего Союза, кто удостоился такой награды.

Повстанюки являются и победителями прошлогоднего конкурса «Золотая арка», и выставки «Арх Тех» в номинации «Архитектура», проходившей в сентябре 2000 года. На этой выставке они получили Диплом за творчество и стремление к созданию нового мира. Очень точно сказано. Ведь в том мире, который создают архитекторы, нам придется жить не одно десятилетие. И важно, чтобы он больше никогда не был таким серым, как в недалеком прошлом. К счастью, работы Повстанюков дают нам такую надежду.

Газета: «Одесский вестник», №1-2, 2001 г.
Нина Васильева