Архпроект - МДМ
  • English
  • Russian

Вторая жизнь легендарного рынка

В каждом городе есть места, которые пользуются особой популярностью у жителей. Там никогда не бывает безлюдно. Чем они привлекательны? Наверное, своей незаменимостью и уникальностью. В Одессе одно из таких мест - "Привоз". Можно уверенно сказать, что одесский крестьянский рынок "Привоз" - единственный в Украине рынок, удостоенный чести национальной легенды, а каждый одессит, воспринимающий рынок как повседневное явление собственного быта, не может даже предположить существование родного города без этого места.

История возникновения и развития крупнейшего в Украине крестьянского рынка тесно связана с историей градостроительного и экономического развития города.

В 1793 году И. де Рибас, Ф. Деволан и А. Шостак обследовали черноморское побережье и признали самой удобной для торгового города и главного порта территорию и гавань Хаджибея. В результате 27 мая 1794 года был издан указ об основании города Хаджибей и утвержден план его развития, выполненный Ф. Деволаном. 22 августа 1794 года состоялась закладка порта. В результате порт смог принимать суда, что положило начало интенсивному развитию торгового порта, который уже в январе 1794 года был назван Одессой. План города, разработанный Деволаном, был утвержден в 1794 году вместе с указом о его основании. Но в действительности это была эскизная схема, из которой впоследствии при разработке рабочего проекта заимствовались размеры кварталов улиц, принцип композиционного построения.

Окончательный план Одессы, доработанный самим Деволаном, а затем инженерами П.Харламовым и Е.Ферстером, Александр I утвердил только 27 июня 1803 года.

Порт со всеми его строениями к тому времени уже активно развивался на низменной прибрежной полосе. Для собственно города был отведен участок на возвышенном плато с большими территориальными резервами. В качестве планировочного модуля были приняты прямоугольный квартал со сторонами 40-60 саженей и улица шириной 15 саженей (около 32 метров). В композиционном отношении жилая зона представляла собой две сетки кварталов, расположенных по отношению друг к другу под углом 45 градусов. Такой разворот плана был продиктован дугой берега и стремлением проектировщиков направить максимум улиц в сторону моря. Для связи жилой застройки с портом удачно использовались естественные спуски - овраги, поскольку их направление совпадало с ориентацией главных улиц. Главная ось общественного центра намечалась по линии Военной балки в виде широкого Александровского проспекта. На нее предполагалось "нанизать" две площади, ставшие впоследствии рыночными - Греческой и Старобазарной.

Александровский проспект впоследствии стал осью городского торгового центра и диктовал его развитие за пределами проектируемых границ города. Первым крупным рынком города стала нынешняя Греческая площадь (1804-1840 годы), по периметру которой архитектор Ф.Фраполли соорудил двухэтажные лавки с колонными галереями. Их фрагменты до сих пор сохранились. Основной причиной такого активного развития Греческой площади была хорошая связь с портом через Гаванную улицу и Военный спуск. Впоследствии Греческая площадь постепенно преобразовалась в район дорогих магазинов, а рынок перекочевал на Старобазарную. Несмотря на то, что проект ее застройки принципиально повторял рынок на Греческой, по сути, он отличался и масштабностью и функциональными особенностями. Этот рынок просуществовал до начала XX века. К середине XIX века вокруг Одессы выросла сеть сельских поселений, часть которых составляли селения колонистов. Это увеличило приток сельскохозяйственных продуктов и Старый базар, застроенный по классической схеме - периметральными торговыми рядами и не имевший в центре стационарных рядов или палаток, напоминал традиционный восточный базар с изобилием товаров, продуктов, людей различных сословий. К шестидесятым годам XIX века практически вся территория города в границах плана Деволана была застроена. С 20-х годов в Одессе стала функционировать зона Порто-Франк с жестким пограничным режимом, т.е. зона беспошлинной торговли. Город переживал невиданный экономический взлет. Поток товаров вырос до такой степени, что Старый базар не обеспечивал в полном объеме потребности города. Естественно, что это способствовало зарождению нового рынка, который тоже расположился по линии Александровского проспекта на границе зоны Порто-франко. На этом месте, на пересечении улицы Пантелеймоновской и Александроваского проспекта образовался стихийный рынок с соответствующим названием - "Привоз". Очень большую роль в его возникновении именно на том месте и в то время сыграл тот факт, что в 70-х годах была проложена железная дорога Одесса-Балта и несколько дорожных трактов: на Тирасполь, Аккерман и Люстдорф. Иными словами, "Привоз" возник на пересечении торговых потоков. Первоначально "Привоз" выглядел очень непритязательно: неблагоустроенный земельный участок, на котором торговали жизненно необходимыми для города товарами - сеном, водой, дровами, лошадьми, скотиной, рыбой, бахчей, овощами, фруктами. Кстати говоря, многие современные названия улиц, расположенных в районе "Привоза", произошли от названий тех товаров, которыми там торговали (Сенная площадь, Шалашный, Новорыбный переулки). Торговали на "Привозе" крестьяне из Бесарабии и окрестных поселений колонистов.

На фоне других рынков Одессы "Привоз" сразу же выделился за счет своих размеров и удачного местоположения (на пересечении торговых путей), но при этом долго имел хаотичную планировку и временные постройки. Только в начале XX века, в рамках широкомасштабной реконструкции градостроительного каркаса города Одессы, на "Привозе" провели первые работы по благоустройству территории. Началась застройка рынка торговыми рядами, зданиями, он получил четкое функциональное зонирование. В это время были построены знаменитые рыбные ряды, на месте которых уже много лет строится новый Универмаг. По планам реконструкции на территории рынка должны были быть расположены четыре торговых корпуса типа "пассаж". В1906 году был построен первый корпус - "Фруктовый пассаж", который сохранился до настоящего времени и в 1987 году включен в списки памятников архитектуры местного значения. К сожалению, по ряду причин планы реконструкции "Привоза" не были реализованы до конца. И рынок оставался без архитектурных или градостроительных изменений до начала 80-х годов нашего столетия, не смотря на то, что в прилегающих районах были проведены значительные работы. Со времен окончания войны были снесены рыбные ряды, на месте которых начато строительство Универмага, ветхая застройка кварталов между улицами Пантелеймоновской и Привозной, где сейчас расположены автостанция, рыбный рынок и строиться паркинг.

С тех пор многое изменилось, но место расположения " Привоза" до сих пор остается наиболее выгодным, поскольку Привокзальная площадь - основной транспортный узел города, здесь же находится железнодорожный вокзал и автостанция пригородного сообщения. Естественно, что современные условия жизни требуют серьезной реконструкции рынка, его модернизации. В связи с этим согласно распоряжению городского головы был объявлен конкурс на лучшее эскизное предложение реконструкции рынка "Привоз". На рассмотрение жюри из 13 специалистов в области архитектуры и градостроительства было представлено восемь проектов. В результате тайного голосования был выбран лучший проект, автор которого - архитектор Михаил Григорьевич Повстанюк. М.Г. Повстанюк - один из известнейших архитекторов города, автор проектов ряда крупных объектов. Один из них, к примеру, - проект жилого дома, расположенного в переулке Сабанском, который был разрушен в послевоенное время. Союз архитекторов Украины наградил автора дипломом I степени за лучший проект"Восстановления памятника архитектуры под жилой дом". Не так давно в городе проводился конкурс на проект реконструкции Греческой площади. За свой проект М.Г.Повстанюк получил благодарность от Госстроя Украины. Сейчас Михаил Григорьевич и его помощники, молодые архитекторы Нонна Тумаш, сыновья Дмитрий и Михаил, закончили работу над рабочим проектом реконструкции и регенерации рынка "Привоз". В их планы входит ремонт и модернизация открытой площадки под навесами с южной стороны "Фруктового пассажа". Хотя возможно, что согласно другому варианту этой части проекта, на этом месте будет построен новый корпус. Сам "фруктовый пассаж" планируется отремонтировать и перенести в него рыбную торговлю. На месте открытых навесов за мясным и молочным будет построен новый корпус. Это будет одноэтажное здание с подвальными помещениями, где будут располагаться камеры хранения, складские и технические помещения. Само здание запроектировано универсальным: там будет вестись торговля овощами, фруктами, товарами народного потребления, там же разместятся магазины со сквозными проходами (со стороны улицы и.из самого корпуса). Еще один корпус будет построен между улицами Пантелеймоновской и Привозной и улицей Преображенской и зданием паркинга. Это тоже одноэтажное здание "Г"-образной формы, повторяющей изгиб улицы Новощепной ряд. Оно будет без подвала и предназначено будет для торговли овощами и фруктами.

Автостанцию планируется перенести в район трамвайного депо. На линии, продолжающей Александровский проспект, планируется построить новый общественный центр с организацией близлежащей площади.

А между улицами Малая Арнаутская, Пантелеймоновская и Екатерининская будет'возведено здание бизнес-центра.

Главными градообразующими осями в этом проекте приняты Александровский проспект и улица Пантелеймоновская.

Всю территорию планируется озеленить деревьями, посаженными группами, кустарниками, высаженными на фоне травяных газонов. В вазы и рабатки будут высажены многолетние цветы. С восточной, юго-восточной и юго-западной сторон зданий будут высажены вьющиеся растения – дикий и плодовый виноград, плющ - для защиты от перегрева.

Журнал: «Дом и интерьер», №2, 1999 г.